Воспитательная работа

Правовая культура воспитанников дома юношества как условие их успешной социализации

Знание прав – это щит, прикрывающий человека, его достоинства от посягательств со стороны других людей. Обладание правами дает воспитаннику возможность самореализоваться, раскрыться как личность.

Правовая культура – это сфера свободы, позволяющая человеку реализовать свои способности, интересы, потребности. Одновременно с этим правовая культура воспитывает дисциплину и ответственность, без которых свобода в обществе невозможна. В значительной степени от уровня правовой культуры зависит эффективность регулирования общественными процессами.

Для развития правового сознания человека и правовой культуры общества в целом необходимо развивать и совершенствовать правовое воспитание и правовое обучение населения. В этой связи проблема изучения развития правовой культуры молодежи представляется достаточно актуальной. Ведь речь идет не просто об образовании, а о воспитании личности, характера воспитанника. Недостаточно сказать воспитаннику, что он обязан уважать права человека. Необходимо закрепить эти принципы в его сознании, чтобы в дальнейшем он мог использовать их независимо от своего образования и социального положения.

В дом юношества воспитанники поступают с большим отрицательным жизненным опытом, который для них считался нормой. При этом они говорят, что это модно, что все живут именно так, и только так и не могут рассчитывать на помощь взрослых, а между тем им приходится решать весьма широкий круг достаточно сложных задач, касающихся защиты прав, в частности жилищных и трудовых. Это психологические проблемы, решение которых предполагает умение разбираться в людях; способность не впадать в панику в трудных жизненных ситуациях, множество частных, но весьма существенных проблем функционального характера: оказание себе первой помощи, приготовление обеда, ремонт жилья, разрешение конфликтов с соседями, рациональное использование средства на покупки и др. В этой связи в доме юношества возникла необходимость создания эффективной системы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни.

Одним из важных направлений подготовки воспитанников дома юношества к самостоятельной жизни является правовое воспитание.

В процессе правового воспитания укрепляется способность личности правильно ориентироваться и поступать в сложной ситуации, дают возможность правильно ориентироваться в жизни.

Дом юношества должен стать одним из первых опытом участия молодежи в общественной жизни. Необходимо целенаправленно включать своих воспитанников в систему общественных отношений, формируя у них чувство гражданственности, потребность иметь свою жизненную позицию, умение и желание ее выражать, заботясь не только о собственном благополучии, но и о процветании своей страны.

Это могут быть:

  • игровые ситуации с элементами правовых знаний, практические мероприятия, направленные на знакомство с деятельностью правоохранительных и судебных органов, органов социальной защиты;
  • игры, профилактические беседы на правовые темы, разбор проблемных ситуаций, в которые могут попасть воспитанники.

Очень важной является работа дома юношества именно с подростками с целью повышения уровня их правового и политического сознания и правовой культуры. Правовое воспитание юношества должно  подготовить к общественной жизни и полноценному участию в производственной деятельности. С этим периодом связано включение в сферу трудовых, семейных отношений, завершение формирования мировоззрения, характера, привычек, убеждений. Нельзя забывать о противоречивости и сложности процесса развития юношества, когда одинаково опасны и излишняя опека, и увлечение административными мерами, толкающими к развитию негативных и нигилистических черт в характере, порождающих ложные понятия и представления в сознании. Массовое познание молодежью правовых норм и законов самых основных законодательных документов, таких как Конституция, Гражданский и Трудовой кодексы, позволит молодым взаимодействовать с другими людьми и с государством, согласно принципам и нормам, называемым правами, свободами и обязанностями граждан.

В системе правового воспитания молодежи в доме юношества возможно использование следующих основных направления:

  • осуществление правового образования воспитанников;
  • работа Совета  профилактики правонарушений;
  • профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • индивидуальная работа с воспитанниками, состоящими на внутреннем учете;
  • взаимодействие с органами системы профилактики;
  • самоуправление как средство правового воспитания воспитанников.

С целью подготовки воспитанников к жизни в правовом государстве, в гражданском обществе, а также профилактики правонарушений для воспитанников дома юношества выпустила программу «Дорога в будущее» один из разделов  «Правовая социализация». Курс занятий по правовой социализации, направлен на приобщение к социальной жизни, на усвоение системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, помочь стать воспитаннику личностью, способной функционировать в данном обществе. Изучение курса  позволяет воспитанникам получить систематизированное представление о правах человека, правовых документах, законах, обязанностях. Находить решения и обращаться за помощью при нарушении прав и свобод человека.

Воспитанники принимают активное участие в дискуссиях, занятиях, викторинах. Применяются такие формы занятий с воспитанниками, как обсуждение статей, наглядная агитация, беседа – диалог с элементами иrры, беседа-paзмышление, правовой практикум, диспут, круглый стол, час вопросов и ответов и др. Воспитанники принимают участие в кружках по интересам. Активно работает совет дома. Курс рассматривается, как один из путей, содействующий социальной адаптации воспитанников, формированию у них готовности к самостоятельной жизни.

 

Заместитель руководителя
дома юношества «Жас дәурен» Касимова Б.Т.

 

 


Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, имеющие определенные недостатки в развитии, требующие специального подхода к процессу их воспитания и обучения.

К детям с ООП относят тех, кто «испытывают постоянные или временные трудности в получении образования, обусловленные здоровьем и нуждающиеся в специальных, общеобразовательных учебных программах и образовательных программах дополнительного образования».

У таких детей ограничены многие возможности: не могут получить образование на одном уровне со здоровыми сверстниками, у них слабая правовая защищённость, они приучены к низкому качеству жизни. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в государственной поддержке.

Детей, имеющих ООП, современная наука разделяет на три группы:

– с характерными ограниченными возможностями по состоянию здоровья;

– столкнувшиеся с трудностями при обучении;

– живущие в неблагоприятных условиях.

Воспитанники дома юношества «Жас дәурен»  относятся ко 2 группе. Воспитанники со специфическими трудностями в обучении, поведенческими и эмоциональными проблемами. Поведенческие и эмоциональные нарушения могут быть вследствие особых проблем развития (РОП ЦНС, легкая, умеренная умственная отсталость, органическое расстройство личности и поведение перинатального генеза), а также неблагоприятных психологических факторов (нарушений воспитания в семье, детско-родительских и внутрисемейных отношений), что приводит к различным трудностям общения со сверстниками и учителями (робость, пассивность, замкнутость или конфликтность, непослушание, агрессивность). Все воспитанники  стоят на учете в Павлодарском областном центре психического здоровья.

Одним из приоритетных направлений дома юношества «Жас дәурен» является создание инклюзивной среды, ключевым принципом которой является обеспечение создание равной условии для всех детей. В основу инклюзивной среды положена идеология, которая исключает любую дискриминацию этих детей и создает благоприятные условия для проживания и бытья детей этой категории. Поэтому в нашей практике мы ориентируемся, что дети с особыми образовательными потребностями требуют дополнительного внимания, создание условий с учетом их потребностей, указывает на ответственность коллектива за выявление и реализацию этих потребностей.

Существующие подходы к организации воспитательного процесса позволяют устанавливать контакты между воспитанниками двух типов обучения: общеобразовательной и специализированной.  Наши воспитанники обучаются в КГКП «Павлодарский колледж сферы обслуживания», в КГП на ПХВ «Павлодарский монтажный колледж» по 2 программам: коррекционная и общеобразовательная. В колледже создана для них единая система общения адаптации и социализации. В результате воспитанники включены в новые социальные связи. У них появляется доступ к информации, которой владеют их сверстники. Воспитанники вступают в равноправные отношения с разными людьми и осуществляют сотрудничество, играют разные социальные роли.

Цель и задачи дома юношества «Жас  дәурен» при работе с детьми с ООП – воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, способной полноценно выполнять систему социальных ролей, строить свою жизнь достойную человека XXI века.

Задачи воспитания:

1) развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни;

2) воспитание гражданственности и патриотизма;

3) повышение уровня информационной безопасности воспитанников.

В доме юношества «Жас дәурен» проживают выпускники КГУ «Специальная школа-интернат»2» с. Песчаное,  дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей с особыми образовательными потребностями.

 

Мониторинг прибывших и выбывших воспитанников

По достижению 23-х лет выбыло – 2 воспитанника (Сальдин Б. Синяк О.)

 

Коллектив решая задачи социализации этих воспитанников,  каждый из наших воспитанников имеет поддержку взрослых. Нашим воспитанникам требуется доброжелательное, доверительное и гуманное отношение.

Формируя коммуникативные навыки у детей с ООП, каждый педагог в нашем учреждении ставит перед собой следующие задачи: учить преодолевать отчуждения от окружающих, прививать моральные и правовые нормы общества, обеспечивать возможность функционировать в различных социальных связях, расширять социальные контакты.

Вышеперечисленные задачи педагогического коллектива нашего учреждения, направлены на формирование социальной компетентности общения воспитанников. Разработанные педагогами нашего коллектива материалы по воспитательной работе позволяют включать воспитанников ООП в разнообразные виды деятельности и реализовывать данные задачи. Особое внимание в воспитательном процессе отдается индивидуальной работе и кружковой.

Кружковая деятельность создает благоприятные условия для успешной социализации наших воспитанников. Вся кружковая работа направлена на создание условий для саморазвития и самореализации в обществе. В доме юношества «Жас дәурен» функционируют 4 кружка.

Кружок «Перспектива» работает с целью развития практических социально-бытовые навыков, направленных на поддержание жизнедеятельности воспитанников в быту.

  1. Кружок «Перспектива», «Гурман», «Спарта», «Флорист»

Не все воспитанники успешны, но они с удовольствием выращивают и ухаживают за растением.

Анализируя работу коллектива за годы, мы сделали вывод, что кружковая работа – как средство социализации воспитанников дома юношества особенно актуальна. Она поможет воспитанникам быстрее адаптироваться в обществе, они получают не только необходимые жизненно важные знания и умения, но и навыки которые помогут им найти своё место в жизни.

Именно в тесном сотрудничестве воспитатель – воспитанник формируются коммуникативные, бытовые, социальные навыки. Эффективной является деятельность, способствующая развитию социальности – вовлечение воспитанников с ООП в работу самоуправления дома юношества, где усваиваются модели коммуникативного и социального поведения; посещение различного рода учреждений, встречи и общения с незнакомыми людьми.

Кроме воспитательной работы, в доме юношества ведется социально-педагогическое и психологическое сопровождение.

Одной из главных задач психологической службы  является создание условий для успешной социализации и адаптации воспитанников с ООП в доме юношества, а затем и за его пределами. В процессе психологического сопровождения происходит адаптация воспитанников к новым условиям жизни и формируется чувство безопасности. Основная цель – появление у воспитанников уверенность, что его здесь поймут и поддержат.  Наиболее эффективной формой работы в данном направлении являются индивидуальные, групповые занятия, на которых воспитанники учатся навыкам конструктивного общения, овладению своими эмоциями, развивают произвольное поведение, учатся толерантности, умению давать и получать эмоциональную поддержку, сотрудничать, договариваться, конструктивно разрешать конфликты.

Важным является развитие экономического мышления и экологической культуры у воспитанников с ОПП  это мы решаем через работу в теплице и территории дома. В доме юношества «Жас дәурен» создаются условия для трудовых действий воспитанников по выращиванию и уходу растений. Работа в теплице позволяет решить множество задач: приобретаются умения и навыки работы с землей; самостоятельный опыт практической деятельности по выращиванию растений.

Одним из важнейших задач дома юношества является трудоустройство воспитанников. В этом направление ведется тесное сотрудничество с учебными заведениями, которые трудоустраивают воспитанников по окончание учебы. Это непросто, но мы решаем данную задачу.  Ведется работа с центром занятости, ЦРМИ, а для несовершеннолетних воспитанников с отрядом Жасыл ел.

За последние три года по трудоустройству наблюдается следующая динамика

Результатом работы в данном направлении является 100% трудоустройство.

Наши воспитанники востребованы на рынке труда и могут работать на равне с другими гражданами.

Включение воспитанников в доступные формы и виды деятельности позволяют им легко вступать в общение, свободно вести себя в стенах дома юношества, так и за пределами его. Таким образом, одновременно проводимая работа педагогическим коллективом и различными специалистами, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствует успешной социализации воспитанников в обществе.

Наши воспитанники обучаются в учебных заведениях, принимают участие во всех мероприятиях, они умеют дружить, утраивают свой быт, создают семья, находят работу и радуются жизни. Мы радуемся их достижениям. Я считаю, инклюзивное пространство нашего дома юношества оказывает положительное влияние на развитие наших детей.

Заместитель руководителя                                                Касимова Б.Т.

Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих